Жизнь проходит мимо меня
Юлиана Долгошеева, 4 марта 2022
Чувство, что ты остаешься на месте, а жизнь проходит мимо, унося с собой кучу возможностей, не понаслышке знакомо каждому из нас.
Сегодня мы постараемся объяснить причину этого феномена с точки зрения психологии и выясним, как от него избавиться. Комментирует клинический психолог и автор инста-блога о психологии Виолетта Геннадьевна Романовская (@mental_health_in_your_cells).
С развитием социальных сетей, мы стали более привязанными к миру медиа, а первое и последнее, что мы видим до и после сна – это наш смартфон. Мы неразлучно связаны с гаджетами и интернетом, ведь нам все чаще кажется, что мы упустим что-то важное. Нежелание проводить время «непродуктивно», пропустить дедлайн регистрации на «марафон мечты» называется «синдромом упущенной возможности» или «синдромом упущенной выгоды». Он был выделен в 2004 году Патриком Джеймсом Макгиннисоном.
А вдруг я больна?!
«Синдром упущенной выгоды – это навязчивая боязнь пропустить интересное событие или возможность» – формулирует Виолетта Геннадьевна, она также выделяет симптомы, в которых может отражаться этот феномен:
1. Боязнь не быть включенным в то, что испытывают другие люди;
2. Чувство сожаления при виде активной деятельности или успешности других людей;
3. Чувство зависти;
4. Низкая самооценка и постоянное сравнивание себя с другими людьми;
5. Постоянная тревога.
Если эти симптомы близки вам и вы часто сталкиваетесь с ощущением того, что шансы проходят мимо вас, стоит перестать бездумно обвинять себя и завидовать другим и начать разбираться в себе.
Причины
Как уже было сказано, основной причиной появления обсуждаемого феномена стало развитие социальных сетей и диджитал-маркетинга, возможности увидеть жизнь других людей. Не будем углубляться, но отметим, что всё освещаемое в социальных сетях – это лишь идеальная вершина айсберга неидеальной жизни определенных личностей, а иногда и четко выверенный маркетинговый план.
«Современное медиапространство захватило нашу жизнедеятельность целиком и полностью. Люди сталкиваются с этим синдромом повсеместно, ведь они постоянно смотрят на других, реже обращая внимание на реальность. Они хотят быть причастными к чужой деятельности, ставят себя на место персонажей из сети и каждый раз сожалеют, что не поехали на конференцию/ не научились кататься на серфе/ не начал рисовать…» – говорит клинический психолог Виолетта Романовская. – «С синдромом встречаются не умеющие планировать и распоряжаться своим временем, разделять глобальные цели от бытовых».
Заразим всех
Синдром упущенной выгоды в современном медиа – орудие маркетологов. Вспомните, как ваш любимый блогер говорил о прелестях своего нового курса и подчеркивал, что ваша жизнь станет в тысячу раз лучше после его прохождения. Также не забыл отметить, что осталось всего десять мест, а те, кто не успеет, останутся на своем «дне». Подобные «прогревы» лишь разжигают в нас чувство упущенной возможности, ведь мы упускаем «тот самый билетик в лучшую жизнь». И это лишь один пример из тысячи.
«Мозг обманываться рад»
Виолетта Геннадьевна рассказала о том, как бесконечно наблюдая за другими в социальных сетях, наш мозг не дает нам выполнять собственные цели.
В нашем мозге есть зеркальные нейроны, которые проецируют что-либо на себя, благодаря такому подражанию, ребенок впервые учится говорить и понимать эмоции других людей.
«Человек чаще просматривает ленту, чем общается с кем-то в живую. Для мозга нет разницы – увидел ли человек что-то или сделал сам, но для человека эта разница есть. Человек не получает удовольствия от того, что просмотрел какое-то действие. Зеркальные нейроны создают впечатление для человека, что он и правда выполнил его, что можно уже успокоиться», – говорит Виолетта Романовская.
Так, человек не только страдает от синдрома, но и ставит под угрозу свои собственные цели, ведь когда дело доходит до реальных шагов, мотивация и желание работать резко исчезают.
Получается, что синдром упущенной выгодой грозит нам не только неприятными ощущениями, но и реальными «палками в колесах» на пути к собственному успеху.
А что делать?
Мы попросили клинического психолога Виолетту Геннадьевну Романовскую поделиться советом с теми, кого мучает синдром упущенной выгоды, вот, что она нам ответила:
«Во-первых, я рекомендую принудительно уходить из медиа-пространства и по максимуму вливаться в реальную жизнь. Второй момент - нужно заняться конкретным целеполаганием на год, два или три вперед. Нужно выделить то, чего вы хотите добиться и как хотите это сделать, вплоть до датирования. Можно, например, выбрать четыре или семь сфер вашей жизни (здоровье/путешествие/финансы и тд) и работать с ними. На каждую сферу можно определить глобальные сферы на целый год или несколько, но каждый месяц ранжировать важность определенной цели и сферы. Это важный навык для того, чтобы «не скатиться» в других людей и не раствориться в них. Нужно использовать зону своего актуального и ближайшего развития».
Мы можем посоветовать ставить ограничение на экранное время, лимит на приложения и создавать вечерние и утренние привычки, которые будут возвращать вас в реальность. Помните, что сравнивать себя с другими – это разрушающее поведение. Единственное, с кем вы можете себя сравнивать – с собой из прошлого или будущего, для того чтобы оценить свой, реальный рост.
Пока без комментариев