English

Информационно-образовательный портал

Космические съёмки: как российский кинематограф бросает «Вызов» мировой киноиндустрии

Даниил Рубашкин, 30 июня 2023

UntitledУвидев афишу «Вызова», я не придал фильму особого значения, потому что всегда был равнодушен к фильмам о космосе. Но, когда я узнал, что часть съёмок прошла на борту МКС в 400 км от Земли, заинтересовался и купил билет на ближайший сеанс.

Единственный фильм о космосе, который до этого по-настоящему зацепил меня своей масштабностью и идеей, – ноланский «Интерстеллар». Но Нолан не покидал Землю, чтобы запечатлеть настоящий космос. В отличие от своего американского коллеги, Клим Шипенко не стал ограничиваться зелёным фоном и нарисованной поверх него графикой. Российский режиссёр вместе с исполнительницей главной роли Юлией Пересильд и командиром корабля Антоном Шкаплеровым собрали первый в истории киноэкипаж, с которым отправились покорять ещё неизведанный кинематографом мир.

С фильмами Клима Шипенко, признаюсь, я знаком только понаслышке, но рассудил, что «Вызов» может быть той самой картиной, с которой можно начать исследовать творчество этого режиссера. Перед походом в кино я специально не читал никакие рецензии и обзоры, ознакомился лишь с сюжетом. Скажу честно, был настроен

скептически, а причина была вот в чём: незнакомый мне ранее режиссёр снял фильм про космос, которым я не очень интересуюсь. Раньше я бы даже не обратил внимание на эту картину, но в этот раз был заинтригован.

С первого же кадра фильм задаёт бодрый ритм: МКС, два космонавта, один из них смертельно ранен, и ему нужна помощь. С этого момента начинается обратный отсчёт: успеет ли девушка-хирург его спасти? Казалось бы, сюжет фильма незамысловат, но не стоит забывать, что снята эта картина в настоящем космосе на настоящей космической станции.

Возможно, кто-то задастся вопросом: почему главная роль досталась женщине? Ведь сложная медицинская операция в космосе - испытание суровое. Но создатели фильма показывают, что женщины - это давно не слабый пол, как принято считать. Героиня Женя Беляева, которую сыграла Юлия Пересильд, мужественно справляется со всеми трудностями, решаясь покинуть Землю и оставив там родных, чтобы спасти жизнь незнакомому человеку. Девушка парит в невесомости МКС, словно ангел, прилетевший на помощь раненому космонавту.

Все герои сценарно прописаны хорошо – мотивация каждого персонажа понятна. Например, хирург Женя Беляева всё ещё переживает последствия смертельной аварии, в которой погиб её муж. Девушка винит себя в произошедшей трагедии, поэтому, узнав, что у раненого космонавта на Земле осталась семья, решается на операцию в космосе. Вместе с Женей работает её бывший однокурсник Владислав (Милош Бикович), который уже давно влюблён в девушку и всеми силами пытается ей помочь: то дочку из школы встретит, то подскажет, как провести операцию в полевых условиях. Дочка героини – обычный подросток, пытающийся казаться взрослой и крутой: она считает, что уже достаточно самостоятельна, но вынужденный полёт мамы в космос показывает её истинный характер. Девочка сидит перед экраном и, затаив дыхание, смотрит в прямом эфире запуск той самой ракеты.

Важную роль играет мама главной героини, которая стала очередным испытанием для Жени. У мамы слабое сердце, поэтому пришлось создать легенду о том, что девушке нужно в командировку в Иркутск. И работники Роскосмоса трепетно отнеслись к этой выдумке: пока мама перечисляет дочке, какие сувениры ей нужно привезти, сотрудник Роскосмоса записывает за ней, чтобы позже все это купить.

Интересно, что в фильме снимались настоящие космонавты. В кадре они держатся уверенно. Видно, конечно, что это не профессиональные актёры: иногда проскальзывает монотонная речь, но, несмотря на это, они отлично справились со своими ролями.

Можно подумать: в чём проблема снять космические сцены на студии? Но в таком случае у фильма не было бы того внеземного шарма. Иногда я забывал о том, что актёры находятся в космосе, но, вновь вспоминая об этом, всматривался ещё внимательнее. К моему удивлению, трижды за сеанс по телу пробежали мурашки, дважды пришлось сидеть с комом в горле и четырежды я затаил дыхание.

К примеру, вот героиня уже сидит в ракете. До взлёта десятисекундный отсчёт. В руках у неё мягкая игрушка, подаренная дочерью перед полётом. Ракета отрывается от земли, героиня кидает взгляд на плюшевый талисман, и мои глаза уже наполнились слезами. Или вот: наступает момент “Х”, операция. Спустя время врач-космонавт объявляет, что самое сложное уже позади. В эту же секунду я замечаю, что искусал почти всю нижнюю губу, будто это в моих руках была жизнь человека, будто это я полетел в космос проводить сложнейшую операцию.

Хронометраж картины – 3 часа, но за сеанс я ни разу не посмотрел на время. Сюжет построен логично, без лишних моментов и диалогов.

Картину можно разделить на две части: подготовительные действия на Земле и операция в космосе. Как только главная героиня попадает на МКС, фильм обретает совершенно другой характер. Видно, что съёмки и правда проходили в космосе, а не на хромакее. Камера больше не статична: она летает вместе с главной героиней в стенах станции, волосы актрисы парят в невесомости, а за окном красуется вселенная.

Стоит также отметить нрав чиновников Роскосмоса. Руководитель полётов Волин (Владимир Машков) идёт против всех уставов, когда приказывает отправить в космос врача. Несмотря на предостережения коллег, он всё же отдаёт приказ, взяв всю ответственность на себя.

Особое место в фильме уделено серёжкам главной героини, которые подарил ей муж. Ещё будучи на Земле, она несколько раз теряет подаренное украшение, причём каждый раз его возвращает ей Владислав. И это не спроста. В первой же совместной сцене между ними проглядывается особая связь. Героиня напрямую говорит коллеге, что не смогла бы жить без него. Когда Жене выпадает шанс выйти в открытый космос, она решается раз и навсегда избавиться от серёжек. Оказавшись за пределами МКС, девушка отпускает украшение, тем самым отпуская свою вину за смерть мужа и разрешая себе вновь влюбиться. Вернувшись на Землю, она благодарит космонавта, прилетевшего вместе с ней, ведь полет ради другого помог ей наконец простить себя.

Так стоит ли идти на “Вызов”? Бесспорно, да. Если вы, как и я, равнодушны к фильмам о космосе, эта картина всё равно вас зацепит. Интересный сюжет, живые персонажи, реальные кадры, снятые на МКС, – всё это завораживает зрителя, заставляя его вместе с Женей проживать столь тяжёлое и опасное приключение.

Rating 5 Просмотров: 441

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.