English

Информационно-образовательный портал

Киберутопический фасад пространств NFT и криптоискусства

Вероника Машненкова, 11 января 2022

Сначала это был мем Nyan Cat, который был продан за 590 000 долларов. Затем Граймс, которая продавала свои произведения искусства. Еще 6 миллионов долларов. Следующее, что мы узнаем, – художник по имени Бипл продает анимированный GIF-файл с обнаженным трупом Трампа за 6,6 миллиона долларов, установив новый рекорд для самого дорогого произведения цифрового искусства за всю историю. Christie's запускает двухнедельную продажу одной из его работ – и вот он уже снова побил рекорд в беспрецедентные 69 миллионов долларов. Третья по величине аукционная цена, достигнутая за живого художника, после Джеффа Кунса и Дэвида Хокни.

Мы, конечно, говорим о NFT – невоспроизводимых токенах – последнем увлечении, охватившем мир искусства и наши умы от узкоспециализированного интереса до глобальной одержимости. Эти диджитал-предметы коллекционирования используют технологию блокчейна, чтобы предоставить покупателям право собственности на один объект, такой как цифровое произведение искусства или фотография. За последий год тренд стал и повествовательной формой стейтмента: Джек Дорси выставляет на аукцион первый в мире твит в качестве NFT, а Азалия Бэнкс продала секс-видео со своим парнем-художником за 17 000 долларов. Даже Taco Bell пользуется ажиотажем, продавая GIF-файлы на тему тако на NFT marketplace Rarible – потому что зачем покупать настоящие тако, когда вы можете смотреть на имитацию одного из них на своем экране, правда?

NFT переводится и расшифровывается как «невзаимозаменяемый токен». На базовом уровне NFT – это цифровой актив, который связывает владение уникальными физическим – или цифровыми объектами, такими как произведения искусства, недвижимость, музыка или видео. Основанные на блокчейне и купленные с использованием криптовалют, таких как Ethereum, эти цифровые токены являются уникально идентифицируемыми, и все транзакции, продажи и переводы, связанные с этой работой, видны общественности.

Что это значит? В то время как раньше вы могли щелкнуть правой кнопкой мыши и сохранить цифровой актив, технически заявить на него права и использовать как свой, блокчейн является доказательством того, что коллекционер NFT владеет произведением. Это в перспективе поможет решить конфликт этики и права по поводу демократизации искусства, усиленный появлением интернета как такового: любой может загрузить искусство, но токен принадлежит только одному человеку. Это технологическое новшество, которое, вероятно, будет гораздо более заметным в творческих секторах.

Те, кто достаточно быстро отреагировал на появлением Meta и программной речью Марка Цукерберга, уже через пару лет окажется плотнее интегрированным в процессы и социальную жизнь, а значит деньги, осознанно потраченные сейчас на то, чтобы войти в будущее, окупятся очень быстро – благодаря новостному шуму бизнесы и креаторы как оказываются в центре внимания и повышают лояльность как в моменте, так и задают основу собстенному дальнейшему развитию.

К приятному удивлению, среди быстро среагировавших оказался Российский Государственный Эрмитаж. Основанный императрицей Екатериной Великой в 1764 году, он устремился в 21 век с двумя проектами, построенными на основе NFT. Недавно музей получил 440 500 долларов на аукционе токенизированных цифровых копий пяти исторических шедевров из своей коллекции, от Леонардо да Винчи до Ван Гога, который прошел на Binance NFT Marketplace. С 10 ноября по 10 декабря в музее состоялась полностью виртуальная исследовательская выставка «рожденного NFT искусством.

В то время как Hermitage получает финансовую выгоду от продажи Binance, виртуальная выставка направлена на изучение художественных, а не коммерческих возможностей NFT. «Моя цель – дистанцировать выставку от рынка NFT», – говорит Дмитрий Озерков, директор отдела современного искусства Эрмитажа и куратор выставки. «Нам все равно, сколько стоит это искусство. Мы заботимся о том, что он говорит нам, какие вопросы возникают, и как он влияет на общество и формирует наше будущее ».

Озерков описывает проект Ethereal Aether как «диалог между Эрмитажем как музеем и миром NFT», который будет рассматривать бурно развивающееся движение на основе блокчейна не как прикладной инструмент, а как новую форму искусства. Проводя параллели с появлением фотографии, кино и телевидения, каждое из которых заставляло людей задаваться вопросом «искусство это или нет», он говорит: «У нас нет сомнений в том, что искусством, но мы хотим обсудить конкретные возможности этого средства».

В зависимости от NFT авторские или лицензионные права необязательно сопровождаются их покупкой, или же наоборот покупка не гарантирует этих прав. Подобно тому, как покупка ограниченного тиража не обязательно дает вам исключительные права на изображение.

По мере развития базовой технологии и концепции у NFT может появиться множество потенциальных версий, выходящих за рамки мира искусства. Например, школы или университеты могут выдавать NFT студентам, получившим степень, вместо диплома. Таким образом это позволит работодателям легко проверять образование аппликанта. Организаторы мероприятий и перевозчики могут использовать NFT для продажи и отслеживания билетов, сокращая мошенничество при перепродаже. Потенциально в рамках идеи Metaverse можно рассматривать вариант ухода от бюрократии с заменой всех документов на NFT и совмещать это даже с правами на владение аккаунтов в соцсетях.

При этом стоит различать NFT и криптовалюты. Хоть они и основаны на одной и той же базовой технологии блокчейна, а маркетплейсы NFT также могут потребовать, чтобы люди покупали NFT с помощью криптовалюты, они создаются и используются для разных целей.

Криптовалюты стремятся действовать как, собственно, валюты: либо сохраняя ценность, либо позволяя вам покупать или продавать товары. Токены криптовалюты – это взаимозаменяемые токены, похожие на фиатные валюты, такие как доллар. NFT же создают единственные в своем роде токены, которые могут показывать право собственности и передавать права на цифровые товары.

Если говорить о рисках и угрозах, то, хотя это может показаться утопией, некоторые критики NFT утверждают, что он распространяет те же старые ошибки мира искусства и цифровых компаний. NFT представляют собой децентрализованный рынок, независимый от арт-истеблишмента, но большинство людей, покупающих и продающих NFT, полагаются на платформы, что требует значительных затрат.

Такие сайты, как ныне несуществующий cryptoart.wtf, также привлекли внимание к катастрофическому воздействию NFT на окружающую среду.

По словам художника Мемо Аткена, только один NFT ответственен за поразительные 211 кг выбросов CO2, что равносильно вождению автомобиля на протяжении более 600 миль. Однако, конечно, поскольку увлечение криптоискусством довольно новое, ни одни из имеющихся до сих пор данных не были рассмотрены внешними экспертами и подвержены исследованиям.

Ещё одним вопросом на повестке стоит и вопрос об инклюзивности. Если с демократизацией искусства в вопросе производного потребления все более-менее понятно, то Метавселенная криптоискусства NFT, которую описывают художники и создатели, ориентирована в первую очередь на богатство белых и страдает от скрытого расизма и гомофобии. По мнению многих создателей, он создан по образцу устаревшей, изолированной среды, и так или иначе упирается в традиционные финансы.

Криптоарт или пространство NFT, о чем бы мы ни говорили, вырастает из криптопространства DeFi (децентрализованные финансы), которое само по себе не очень разнообразно. Поэтому, когда вы берете внешние границы интернета и объединяете это с финансами и децентрализованными финансами (что еще более рискованно), не у многих маргинализованных людей есть возможность даже подумать о дополнительных деньгах, которые можно потратить на риск. Конечно, разнообразие сообщества улучшается, в основном благодаря свежему искусству и культуре, но необходимо признать, что еще многое предстоит сделать.

Rating 0 Просмотров: 2598

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.