English

Информационно-образовательный портал

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Дарья СТРОГАЛЬЩИКОВА, 26 декабря 2018

Untitled«Милостивый государь, я пришлю вам своих секундантов» – цитата не из романа Толстого или Дюма, а из документа намного более нам близкого – «Дуэльного кодекса Российской Федерации». Депутат от ЛДПР Сергей Иванов внес его законопроект в Госдуму 12 сентября – на следующий день после того, как глава Росгвардии генерал Золотов призвал вернуть «часть замечательных традиций» и вызвал на дуэль оппозиционера Алексея Навального.

Замечательные традиции – это, наверное, здорово. И в отрыве от них кодекс обвинить объективно сложно: доказывая, что все новое – хорошо забытое старое, он почти полностью копирует «Дуэльный кодекс» 1912 года. «Благородное происхождение» поменяли на «служебное положение», «суд чести» – на «непосредственного руководителя», а дворян заменили государственными и муниципальными служащими – и целого века как не бывало.

Вот только проблема в том, что «замечательными традициями» генерал Золотов почему-то считает не адекватно ответить на обвинение в коррупции, а пообещать сделать из оппонента «сочную отбивную». Казалось бы, мы живем не в XIX, а в XXI веке, где закон «сила есть – ума не надо» уже не работает. Но не тут-то было – и Россия, браво закатав рукава, уверенно шагает в свое новое Средневековье.

Или даже куда-то дальше, как говорит в статье «Грозит ли России новое Средневековье» доктор экономических наук Ульяна Николаева. Исследовательница утверждает, что в России расцветает архаика, и место рационального мышления занимает мышление первобытное и магическое. Четкие бинарные оппозиции (друг – враг; белое – черное), убеждение в том, что любой вопрос решается только через личные связи, привычка к иррациональному насилию от власти, усиленное влияние института религии на жизнь людей – признаки архаики, проследить которые в нашем современном обществе не составит труда. Яркий пример – еще один законопроект, который был разработан для Госдумы в 2017 году и должен был легализовать деятельность колдунов и магов. Чем не признак магического мышления – и снова на законодательном уровне?

Поднимает голову и культ грубой силы. Отсюда и ренессанс «лихих девяностых» с их спортивными костюмами и эстетикой «братков» и криминала. И вовсе не удивительно, что типичный герой начала 90-х, «мускулистый человек с толстой шеей и утюгом в

руках», о котором говорит Николаева, до странности напоминает… славного русского богатыря, который идет взимать дань – или, попросту говоря, совершать рэкет.

Почему мы обратились к архаике в 90-е, когда развалился Советский Союз, вопрос вполне объяснимый. Социолог Эмиль Дюркгрейм назвал такое состояние общества «социальной аномией», или «безнормием». Когда рушится система ценностей всей страны, люди лишаются привычных моральных ориентиров и картины большого и светлого будущего. Строить новую – страшно, ведь предыдущая попытка только что пошла прахом на их глазах. И они обращаются к самому древнему и фундаментальному, что только могут вспомнить, ведь там все понятно и просто, а не верить ни во что – еще страшнее.

Но сегодня уже давно не девяностые, а Россия, кажется, все продолжает переживать день сурка. Период социальной аномии закончился, но картину нового будущего нам строить все еще страшно – и мы продолжаем упиваться стариной, боготворить царя-мученика Николая, возрождать дуэльные кодексы, тосковать по Советскому Союзу или даже языческим славянским традициям.

И главная опасность здесь даже не в том, что средневековая парадигма царит в сознании дяди Пети из соседнего подъезда, а в том, что она проникает на государственный и законодательный уровень. Чего можно ожидать от рядовых граждан в стране, где чиновник, обвиняемый в коррупции, даже не пробует оправдаться, а вызывает своего оппонента «раз на раз»? Где глава государства позволяет себе выражения вроде «замочим в сортире» и «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут»? Культ силы, националистические настроения, ура-патриотизм – все это проявления той же архаики, и нашим государством она, к сожалению, активно поддерживается.

Впрочем, надо отдать должное: обращение не к будущему, а к прошлому – тенденция общемировая, и мы здесь вовсе не отсталые изгои, а лишь еще одно подтверждение правила. XX век был веком великих концепций будущего, но его итогом стали войны, тоталитарные режимы и крушение всех глобальных надежд, что заставило и Европу, и Америку начать постепенный «уход в прошлое». Этот поворот можно проследить даже в литературе, где в 60-70-е годы на место научной фантастике приходит фэнтези под предводительством «Властелина колец» Джона Толкиена – эпопеи, на которой неизбежно отразилась трагедия глобализма XX столетия. Новые технологии и прогрессивное будущее сменились магией и эскапизмом, и из этой волшебной страны мы не выбрались до сих пор.

Но рано или поздно любой сказке приходит конец. Невозможно вечно прятаться под эгидой какого бы то ни было прошлого, даже самого лучшего, и перед Россией и миром стоит непростая задача – выстроить новую картину будущего и набраться смелости на нее посмотреть.

А пока мы этого не сделаем, в Госдуму продолжат приносить дуэльные кодексы, а в государственном аппарате будут появляться золотовы. И чему тут удивляться, что от предложения Навального провести дуэль как дебаты (по словам оппозиционера, вызванный на дуэль выбирает оружие сам) генерал Золотов отказался. Разговаривать, а не кулаками махать – как-то это не по-богатырски.

Фото автора

Rating 5 Просмотров: 5459 | Комментариев: 1

Комментарии

Соловьева Лидия Ивановна 16 января 2019

В Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета Студентке 3 курса кафедры международной журналистики Строгальщиковой Дарье Алексеевне, сотрудникам и студентам Института Милая барышня. Возможно Вам будет небезынтересно мое письмо, направленное в МИД РФ в декабре прошлого года. В связи с тем, что мне не известен Ваш электронный адрес, посылаю его на электронный адрес портала «Первая линия» isa@jf.pu.ru. Соловьева Лидия Ивановна ветеран Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.